По воспоминаниям старожилов, на месте села Ломоватка в давние времена был хутор Ломоватский, построенный вблизи каменоломни по разработке песчаников. В хуторе жил многодетный каменолом, искусный каменотес и каменщик Игнатий Ломов, чье трудолюбие и мастерство увековечено в названии бывшего села, железнодорожной станции, шахты и ее поселка.
До реформы 1861 года уголь из первых мелких шахт у Анновки, Акимовки и Ломоватки добывали крепостные крестьяне. Эти крестьянские шахты давали уголь с 1839 по 1851 годы, когда внуки курского помещика В. Н. Акимова Павел и Дмитрий основали «Паевое товарищество Ломоватской копи и каменоломни братьев Акимовых», наняв на работу штейгера Ф. Н. Валуйко. Для отработки запасов Алмазной свиты у села Акимовка были построены восемь мелких шахт – «Акимовские».
В 1899 году шахты Ломоватско-Акимовского рудника на 36 лет по договору аренды были переданы Бельгийскому горно-промышленному обществу. Новым управляющим рудника был назначен горный инженер Н. Э. Штеттинг. Бельгийцы серьезно подошли к освоению подземных недр. В 1902 году у станции Ломоватки были прорублены две разведочные скважины с глубинами 130 м и 205 м; это были первые глубокие скважины колонкового бурения в нашем крае. В состав Ломоватского каменноугольного общества, как называли бельгийцы комплекс рудников, входила группа мелких шахт Сабовского рудника вокруг села Сабовка, рудники №5 и №8 у станции Ломоватки и рудник №9 «Анновский» вблизи села Анновка.
На Ломоватском руднике работали орловская, курская, рязанская, воронежская и костромская земляческие артели, уважая и поддерживая дух интернационализма. Многие из артельщиков взяли в жены сабовских, ломоватских, степановских, веселогоровских, еленовских, акимовских да анновских сельских девчат и стали коренными жителями нашей горняцкой земли. Заметно вырос поселок станции Ломоватка и административного центра дореволюционного Ломоватского рудника. Был открыт рудничный медпункт с приемным покоем на 15 больных, где работали доктор И. П. Винберг и фельдшер К. И. Шаленко. В 1904 году в поселке открылась четырехклассная школа. Были здесь и железнодорожно-рудничный клуб, танцевально-песенный ансамбль, который признавался лучшим в уезде.
В апреле 1899 года в балке Ломоватской состоялась массовая маевка горняков Ново-Екатеринского, Селезневского, Сабовского, Ломоватского и Мануиловского рудников. Железнодорожная станция Ломоватка и горняки Ломоватского рудника активно поддержали декабрьскую политическую стачку 1905 года на Екатерининской железной дороге. В июле 1907 года забастовка на Ломоватском руднике была подавлена карательным эскадроном 24-го драгунского Дубенского полка. Были арестованы и отправлены в ссылку агитатор С. Л. Кочергин и учитель АП. Т. калинов. В апреле 1917 года председателем Ломоватского рудничного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был избран анновский горняк, большевик В. А. Козлов. В ноябре 1917 года директором Ломоватского рудника стал большевик П. С. Григоренко. Вначале 1920 года на станции Ломоватка находился штаб второго трудового полка Украинской трудовой армии, трудбойцы которого участвовали в восстановлении и строительстве новых шахт Сабовского, Селезневского, Мануиловского рудников. На землях помещиков Акимовых были созданы сельскохозяйственные артели «Пахарь» и «Ломоватская трудовая».
Памятный след в истории южноломоватской земли оставили события Великой Отечественной войны. С ноября 1941 года по июль 1942 года в восьми километрах от села Степановки проходила передовая линия обороны Дебальцево–Попасная. Весь этот период на станции Ломоватка размещался штаб 220-го стрелкового полка 4-й Речицкой дивизии.
Станцию Ломоватка и позиции 220-го стрелкового полка прикрывали батареи 40-го артиллерийского полка и бронепоезд «Большевик». На окраине Анновки в балке Кринички располагались склады боеприпасов и зенитные батареи. Суровой памятью о войне является оконтуренное оградой на южной околице Анновки воинское кладбище. Сюда в 2011 году были перезахоронены останки 11-ти воинов.
Ковалев Ю. Ф. Ломоватка / Ю. Ф. Ковалев // Брянка от 1696 года. – Луганск: Промпечать, 2012. – С. 32 – 38.